Среди историков даже присутствует распространённая шутка: «Если нечего сказать о ранней истории Руси – «приплетай» финно-угров». И действительно, ещё до великого переселения нардов, когда славянские племена в VI-VIII веке нашей эры начали постепенно перемещаться на Восток, теснимые германскими племенами, именно эти народы населяли большую часть территорий будущей Руси.
По настоящий день финно-угорские народы не растворились в бурлении истории. Более того, по состоянию на 2016 году численность финно-угров составила 24 миллиона человек, а ареал расселения начинается в Западной Сибири и заканчивается где-то на просторах Восточной Европы.
То, что финно-угры присутствовали на территории Российской Федерации очень и очень давно, говорит целый ряд археологических культур: Черкаскульская, Саргатская, Пьяноборская, Дьяковская, Городецкая, Ананьинская и Культура сетчаткой керамики.
Так почему же крупная этноязыковая общность народов уступила свои земли под давлением славянских «пришельцев»? Или всё-таки не уступила, а смогла наладить союзничество, что привело к взаимному усилению народов в конечном итоге?
Предлагаю вам сегодня разобраться в этих вопросах.
Представления древних финно-угров и культурные особенности
Когда- то давным-давно финно-угорские племена заселяли обширные тундровые и лесные земли Скандинавии, Восточной Европы и Приуралья. Но с течением лет, практически растворились в потоке тюркских, славянских и германских народов (пойди-ка, найди сегодня чистокровного финно-угра).
Несмотря на это, на территории Российской Федерации живёт огромное количество малых народов, которые причисляют себя к коренным жителям этих земель: Водь, Ливы, Ижора, Вепсы, Манси, Ханты, Саамы, Карелы и многие другие. Да и все ныне существующие финны и эстонцы, суть – представители обсуждаемой этноязыковой общности.
«Общий язык», безусловно – главный объединяющий фактор столь разных племён и народов. Но есть огромная совокупность элементов мировоззрения и культуры, которые уходят своими корнями в прафинноугорское (прауральское) состояние, наглядно демонстрируя тот факт, что и финны, и представители саамов, несмотря на разные условия существования, как говорят – «произошли от одного корня».
Как считали сами древние финно-угры, они произошли после того, как древняя огромная утка нырнула на дно мирового океана и принесла со дна первую землю. Так же, пусть и реже, встречается космогонический миф с другим сюжетом – утка снесла яйцо, из которого «вылупилась» современная земля.
«Почему утка»? – возможно, зададутся вопросом некоторые из читателей. Всё просто – эта птица имела для местных племён огромное промысловое значение и являлась незаменимым элементом местного рациона. Отсюда и мифы, которые, возможно, зародились ещё в Верхнем Палеолите, судя по наскальным рисункам местных племён.
Известно, что древнее представление финно-угров о мире очень схоже с представлениями сибирских тунгусских народов, у которых и поныне распространён шаманизм. Как и в далёких землях, на землях Восточной Европы и Прибалтики когда-то верили, что мир разделён на Верхний, Средний и Нижний удел.
Верхний мир – место обитания высших (и часто – дружественных) духов и божеств. В Среднем мире живёт человек, малые боги, животные, птицы и духи меньшего масштаба. В Нижнем мире поселилась вся «эфемерная тварь» - воплощение зла и смерти.
Что интересно, как и у многих коренных сибирских и скандинавских народов, Нижний мир (ад) холоден и покрыт льдами, ибо именно зима ассоциировалась у указанных общностей со временем наивысших невзгод и лишений.
Что ещё более интересно: древние финно-угры были уверены, что все реки текут из Верхнего мира в Нижний мир. Птицы улетают на зиму в Верхний мир по Млечному пути. Центр Вселенной – это не солнце, как у огромного количества других культур, но Полярная звезда – основа восьмиконечных звёзд на многих национальных орнаментах.
В обсуждаемой культуре огромное количество «астрономических» сюжетов. Например, созвездие Большой Медведицы отражает местный миф об охоте на небесного лося или оленя. Так же распространена история о медведе-первопредке. Именно он спустился с неба и дал начало всему финно-угорскому племени.
Ко всему прочему не было ни одного представителя этого народа, который бы не верил в телепатическую связь, в духов местности и в то, что человек, по своему желанию, владея многоуровневостью души, в то, что не может выйти в астральный мир (возможно – во сне).
Интересно, что среди славян, на Русском Севере долго муссировался миф о «белоглазой чуди» - мифическом народе, который по своим свойствам был чем-то вроде эльфов для современников и вёл скрытный образ жизни. Только поэтому можно судить о том, что постепенно представления разных древних племён, обитавших в одной местности, переплетались друг с другом и сливались в нечто единое. Более того, даже основной литературный труд Руси – «Повесть временных лет», содержит описание камлания шамана от племени чуди – попытка русских познать своих давних соседей и вникнуть в таинства проводимых ритуалов.
Места силы в финно-угорской культуре (Петрухин, 2005 год) – скалы, покрытые петроглифами и древние рощи (шаманские леса), куда был закрыт ход обычным смертным. По настоящий день такие места «находятся» современными исследователями. К слову, некоторые малые народы, например марийцы, по настоящий день существуют в плюс-минус одинаковой каноничной картине мира.
«Шаманский лес» - запретное место ещё и потому, что по местным верованиям, в деревьях присутствуют души уже умерших людей и ещё неродившихся младенцев. Причём есть чёткое распределение по видам: в берёзе присутствуют души девушек, в липе – зрелых женщин, а в дубе скрывается «мужская энергия». Именно поэтому финно-угры «естественно-экологичны». Для них нанести вред живой Природе – это нанести удар по своим предкам или умершим душам. А они всенепременно явятся обидчику с отмщением!
Традиционный промысел – резьба по дереву, производился исключительно по уже умершим деревьям – «сухостою». Ни у кого бы, не поднялась рука срубить дерево для праздности. Исключение – постройка дома, который и были призваны (в прямом и переносном смысле этого слова) защищать души предков.
Ещё один традиционный промысел – отливка из металлов разных подвесок и украшений. Чаще всего, древние мастера «приводили в реальность» образы животных, имеющих значение – лосей, уток, медведей и многие другие.
В совокупности из таких металлических элементов создавались «бренчащие украшения» - очень красивая и самобытная защита от злых духов.
Традиционные представления о мире стали разрушаться только во II тысячелетии нашей эры, когда началась активная христианизация и исламизация местных народов, в зависимости от региона проживания. Но именно христианство сохранило наибольшее количество «персоналий» практически сгинувшей культуры. Среди мусульманских территорий финно-угорских общин практически нет – это говорит о «жёсткой» ассимиляции и полном окультуривании некогда присутствующих здесь «бывших хозяев» тюркскими народами.
Удар по культуре нанесла и урбанизация – тот же язык утрачивается в третьем поколении, что доказали сразу несколько исследований XX века (иностранных и советских).
Прародина финно-угров – Сибирь
В 2018 году было проведено довольно крупное генетическое исследование, которое показало, что финно-угры, с высочайшей долей вероятности – пришлый народ, который пришёл на европейскую часть Евразийского континента с территории Сибири (что во многом объясняет переплетение с тунгусской культурой).
Расселение произошло ещё в эпоху Неолита – примерно 12-14 тысяч лет тому назад. Просто потому, что на тот момент времени, первопредки финно-угров имели самые совершенные неолитические технологии создания оружия и легко отбили благоприятные земли у более диких племён. В том числе могли «окончательно добить» неандертальцев.
Забегая вперёд, следует сказать, что современные генетические исследования разбивают в пух и прах националистическую теорию о том, что именно ассимилированние финно-угорских народов подарило «славянскому корню» небывалую силу и развитие. В самом деле, генетическое воздействие было оказано именно на местные племена. Русский геном, несмотря на длительное соседство, практически не претерпел изменений со стороны финно-угорских племён.
Несмотря на это, сами финно-угры – удивительное сочетание европеоидной и монголоидной расы, что прослеживается и в чертах современных представителей этого малого народа.
В.В. Напольских – известный исследователь древнего мира и финно-угров указывает «точку исхода» с невероятной точностью – Обско-Иртышский бассейн. Миграция началась примерно 9 тысяч лет назад и продолжалась вплоть до V тысячелетия до нашей эры, пока не достигла территорий Балтики и не столкнулась с тюркскими и европейскими «сильными» народами. Ко всему прочему началось активное смешивание и перемешивание с другими народами и племенами, что привело к распаду некогда существовавшей финно-угорской общности. Но эта версия не единична и современные исследователи отодвигают «точку исхода» ещё дальше на восток и указывают на языковое родство финно-угорских и юкагирских народов.
Завоевание финно-угров славянскими племенами
Примерно в конце III тысячелетия до нашей эры существующая общность финно-угорских племён начала разваливаться. Произошло разделение на финно-пермскую и финно-угорскую ветви. Представители второй ветви продолжили движение в западном и северной направлении. И достигли территории современной Венгрии и Швеции.
Приход многочисленных славянских племён в эти малозаселённые привёл к серии конфликтов. Однако известно, что в том же раннем Новгородском княжестве, уже после обретения государственности в IX веке нашей эры, удалось создать именно общность из разных народов, спаянную единым государственным центром. Впрочем, это не исключает огромного количества кровавых сражений, которые вспыхивали и угасали в этих местах веками. А так же того факта, что многие правители славянских племён облагали данью финно-угорских правителей.
После того, как положение на землях Руси «устаканилось», а наше государство пережило татаро-монгольское иго, став Русским царством, началось дальнейшее расселение русскоязычных людей на Восток. Это произошло примерно в XVI-XVII веках – именно тогда представители русской короны пришли в те места, которые сохранялись во владении финно-угорских племён, значительно отстававших в развитии.
В основном, экспансия происходила мирно. Однако известно, что те же марийцы оказывали активное сопротивление «силам вторжения» и крайне-неохотно присоединились к разрастающемуся Русскому государству.
Постепенно, преимущественно христианство вытеснило «местные» наречия и верования. Но всё-таки успели оказать значительное культурное влияние на своих соседей.
Финно-угорские топонимы – наследие минувших тысячелетий
По- прежнему на карте Восточной Европы и Российской Федерации немало финно-угорских топонимов, которые имеют устойчивую форму и сохраняются на протяжении тысячелетий:
- Всё, что оканчивается на «-ма» - Кинешма, Кострома и другие;
- Всё, что оканчивается на «-кша» - Кидекша;
- На «-кса» - Выкса;
- «-хта» - Нерехта, Ухта;
- на озвонченное окончание «-гда» - Судогда, Вологда;
- «-га» - Варзуга, Ветлуга;
- «-еньга» - Кокшеньга, Мехреньга;
- и, возможно на «-ус» и «-хар»/«-х» на стыке Владимирской, Ивановской и Нижегородской областей.
Всё это великолепие топонимов и гидронимов, согласно академику А.К. Матвееву – наследие финноволжских и прибалтийско-финских групп. В частности мерянского языка – ранней форме марийского языка.
Заключение
Несмотря ни на что, финно-угры по настоящий день живы и здравствуют на территории Российской Федерации, давно являясь частью многонационального и неделимого российского народа. Более того – являются первыми «официальными» обитателями этих широт, которые смогли «придумать» и воплотить минимальные признаки государственности и межплеменных объединений ещё до прихода славян.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другой наш проект - «Серьёзная история». В этом проекте будут концентрироваться статьи о событиях, до нашей эры.